Манга в миреИстория манга
Популярная мангаНеобычная манга

Новости: 27.02.2010 | Вредят ли мультики манга детям?

Японские мультфильмы-аниме пользуются в России все большей популярностью, хотя бы потому, что рассчитаны не только на детей, но и на подростков. Их полно в Интернете, телеканалы также охотно ставят в сетку аниме-сериалы. Но специалисты говорят об опасности этих мультфильмов для наших детей.

Речь не идет об обычном брюзжании по поводу культа насилия и жестокости в современных мульт-сериалах. На самом деле многие мультики-аниме, предназначенные для детской аудитории, несут в себе абсолютно добрый посыл. Японцы ведь тоже люди, и злу детей учить не хотят. Проблема — в несовпадении «культурных кодов», вещи достаточно тонкой и трудноопределимой.

Начать с того, что мультфильмы-аниме выросли из комиксов-манга. А сама культура комиксов, несмотря на многочисленные попытки, все как-то не приживается в России. Особая аниме-графика также следует канонам «рисованных серий»: герои японских мультфильмов выглядят и ведут себя не так, как это принято в европейской культуре.

«Проблема заключается в разных психологических установках, — поясняет детский психолог Анна Воронина. — На Востоке детей с раннего возраста приучают контролировать свои эмоции, вести себя бесстрастно. Ни улыбок, ни слез — на лице должно быть одно и тоже уверенное и спокойное выражение. А еще считается неприличным смотреть человеку прямо в глаза: по канонам, следует фокусировать взгляд где-то на уровне лба собеседника. Отсюда специфика аниме-персонажей, лицо которых — застывшая маска: двигается только рот. А взгляд — несколько отстраненный и «непрямой».

Психологи и педагоги говорят о том, что ребенок, увлекшийся аниме, невольно начинает копировать несвойственные россиянам поведенческие паттерны и начинает отличаться от своих сверстников. Такие дети менее эмоциональны и труднее идут на контакт.

Кроме того, практически вся аниме-продукция, демонстрируемая, в частности, на телеканалах, имеет четкую коммерческую направленность: сериалы строятся по принципу «мыльных опер» и страдают теми же изъянами, что и «мыло» для взрослых — к примеру, затянутостью сюжета и бессмыс лицей диалогов. «В художественном плане абсолютное большинство этой продукции не представляет собой ничего ценного», говорят в Санкт-Петербургской академии театрального искусства.

Но если со взрослыми уже ничего не поделать, то детскому развитию такая «тупость» изложения может навредить.

И все же — не стоит сгущать краски. При наличии нормальных и любящих родителей дети все равно получают более близкие им образцы для эмоциональной и интеллектуальной жизни. И просмотром пусть даже не самых удачных мультиков эту «базу» не испортишь. К тому же, японские аниме составляют только часть проблемы: многие европейские и американские произведения этого жанра также часто не отличаются особой изысканностью.

Проблема, прежде всего, в самих родителях: следим ли мы за тем, что интересно нашему ребенку? Знаем ли мы, кто «расказывает ему сказки» по телевизору и что, собственно, содержится в этих сказках?

От коммерческой «халтуры» ребенка не спасти никогда, но вред от нее может быть сведен к минимуму своевременным родительским участием и правильным, обдуманным комментарием.

В японской анимационной графике эмоциональная жизнь человека передается прежде всего через глаза — поэтому они, как правило, изображаются «неестественно» большими. Нос и рот обычно передаются несколькими штрихами. Эмоции персонажей могут быть сведены к минимуму или изображаться подчеркнуто нереалистично, гипертрофированно: картинно-демонически.




2009-2024 (с) Animeimanga.ru

При полном или частичном использовании материалов
сайта обязательная активная ссылка на Animeimanga.ru